Моя практика в "Советском Доне". Воспоминания редактора отдела "Российской газеты"
Отмечающая в этом году юбилей газета «Тихий Дон» листает страницы своей истории. Я хочу вспомнить районку середины 70-х годов 20 века.
С этой газетой – она тогда называлась «Советский Дон» – связана моя первая журналистская практика. Мысль, что мне стоит попробовать заняться журналистикой пришла в голову моей учительнице – легендарной «историчке» Вёшенской школы Клавдии Яковлевне Жидкоблиновой. Видимо, заметив какие-то творческие склонности, она, поговорив со мной, позвонила тогдашнему редактору газеты Александру Крамскову – своему другу и автору прекрасного очерка о ней. Он дружелюбно встретил меня, опубликовал мои тексты со слёта школьных музеев в Куйбышеве. Вкупе с моим школьным сочинением, попавшем в газету по инициативе учителей, это дало мне возможность успешно пройти творческий конкурс при поступлении в Ростовский университет. И разумеется на первую серьёзную журналистскую практику я вместе с университетской подружкой отправилась в «Советский Дон».
Редакция тогда находилась на втором этаже типографии, здание стояло неподалёку от ДК и детского сада. До сих пор помню большие светлые кабинеты, где сидели журналисты, фамилии которых я запомнила на всю жизнь: Галина Жбанникова, Пётр Ганжин, Алексей Кочетов, Людмила Разогреева, Георгий Лапченков и весёлый, лёгкий, как и положено людям этого цеха, нестареющий фотокорр Василий Ильич Чумаков, фронтовик, человек, не раз снимавший Шолохова.
Руководителем нашей практики была Галина Дмитриевна Жбанникова. Она и стала моим первым настоящим учителем в практической журналистике. Старшая дочь хирурга, она, единственная внутри своей медицинской династии, рискнула стать гуманитарием да ещё и журналистом.
Когда тебе 18, все люди интересны и запоминаются, но человеческий и профессиональный калибр Галины Дмитриевны сразу выделял её. Это отношения со словом. Она его ценила, чувствовала, понимала. Никогда не позволяла себе банального отношения ни к жизни, ни к тексту. Искать сравнения, рождать метафоры, а то и афоризмы (недавно разговаривала с ней и была одарена очередным незабываемым – «Мелеет Дон, мельчают люди»), любить и чувствовать природу, описывать её так, чтобы это описание никогда не забывалось. Вот чему мы сразу же захотели научиться у Жбанниковой. В этом человеке тогда для нас отражался характер времени – гуманного, культурного, милостивого к человеку и к творческому дару.
Она сразу же рассказала нам обо всей редакционной команде – кто чего стоит по отношению к слову и делу. У нас в голове появилась первая «карта» редакционного коллектива – кто талантлив, кто умён, а кто относится к своему делу, как к обычному.
Она нас пристрастила к постоянным командировкам. Нам повезло с машиной. С нами отправлялся в рейды, меняя маршруты под наши адреса, глава противопожарной безопасности района майор, настоящий офицер, красивый, выдержанный, умный, ни на секунду не пошлый.
Возвращаясь, мы обычно заезжали на Дон, купались, мечтали, шутили, а вечером садились за чистый лист бумаги, чтобы сравнить закат с огнём в печи, а тучу с подолом юбки. И чтобы, если не удивить Галю, то не посрамить своё ученичество у неё.
Она нас сразу ввела в свой дом, в то время пустой (домашние разъехались отдыхать или к родственникам). Мы разбирали прекрасную библиотеку Жбанниковых и составляли – хорошее занятие для желающих вырасти до интеллигентов студенток – библиотечный каталог. Галина Дмитриевна рассказывала нам историю семьи и много вспоминала умершего отца, она была «папина дочка».
Мы получили хорошие оценки за практику и оставили в своём сердце незабываемые впечатления о ней. Влюблённость в журналистику и в то незабываемое соприкосновение с жизнью, которое она даёт, во мне – от «Тихого Дона». Желаю её читателям оставаться верными своей газете.
Елена Яковлева,
редактор отдела «Общество» «Российской газеты».
Фото В.Чумакова.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.