Меню
16+

Сетевое издание «Тихий Дон»

07.05.2021 11:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ДЕВУШКА-ВОДИТЕЛЬ ДОРОГИ ЖИЗНИ

Наша мама, бабушка, прабабушка, прапрабабушка (в девичестве Зайцева) Федора Степановна Бирюлина родилась в 1924 году в Воронежской области Новотроицкого района, в хуторе Криуши. На фронт ушла, как только ей исполнилось 18 лет, в июле 1942 года из хутора Калининского Сталинградской области. До неё на войну отправились два старших брата Александр и Иван, на которых уже на тот момент их родители Степан и Нюра получили похоронки. Федора Степановна сначала служила в санитарной части и везде, где нужна была помощь.

После того, как она отучилась на водителя, почти всё время работала на перевозке грузов. О том времени есть фильм, когда через Ладожское озеро автополк зимой по Дороге жизни доставлял продовольствие и боеприпасы в блокадный Ленинград, а обратно вывозил детей, раненых.

На фронте у Федоры были подруги, с которыми она жила в палатке, все погодки. У них был приказ «…во время передвижения, чтобы ни произошло, чтобы они ни увидели, ни в коем случае не останавливаться», так как всё движение постоянно проходило под фашистскими бомбёжками – взрывались машины, уходили под лёд... И вот эти молоденькие подружки (даже на секунду невозможно представить, как им было страшно, но выбора у них не было) между собой договорились не останавливаться ради спасения тех, кто у них в машине. А обычно они в кабине везли маленьких детей, иногда даже грудничков, в кузове были раненые бойцы, женщины, старики. Все голодные, дети плакали от холода и страха, и девушки-водители плакали вместе с ними.

Прабабушка рассказывала историю, как они с подругой Тоней в одну из поездок везли боеприпасы в колонне машин-полуторок. Тоня была первая. Вдруг у замыкающей машины Федоры стрельнуло колесо, и она осталась одна. Кругом рвутся снаряды, снег метёт, а ей, восемнадцатилетней девчонке, самой нужно снять и заменить колесо, погрузить старое в кузов. Только она поехала дальше, видит – фары светятся навстречу. Это Тоня вернулась: при пересчёте машин обнаружили, что Федоры нет, и поехали искать.

Но однажды, очередной раз переправляясь через Ладожское озеро, в один момент в машину фронтовой подруги Федоры, которая ехала впереди, попал снаряд, и автомобиль мгновенно ушёл под лёд. А останавливаться по приказу нельзя, только объезжать. Бабушка со слезами на глазах вспоминала, как трагически потеряла свою подругу и как много было вокруг взорванных машин. Никто не был застрахован, все были как на ладони. Каждый раз при переправе они прощались с жизнью и были благодарны судьбе за каждый новый сохранённый час.

После войны Федора вышла замуж, стала Бирюлиной и до 2002 года жила в хуторе Ушаковском. Она вырастила пятерых умных, здоровых, порядочных, дружных детей, чем несказанно была горда. Всей семьёй они вели домашнее хозяйство, трудились в огородах. Она работала и поваром, и на току, и на ферме – никогда не пряталась за детьми, а наоборот хваталась за каждую возможность. Все всегда удивлялись её стойкости и трудолюбию, ведь она успевала не только уделять время своим ребятишкам, но и со временем присматривала за внуками и правнуками.

Я, её правнучка, часто бывала в гостях у прабабушки Федоры. Мне особенно запомнилось, как зимой мы спали на печи, а по вечерам (нас маленьких было много у прабабушки в гостях) пели для неё частушки и показывали концерты. Вспоминается и её очень вкусный борщ на гусином бульоне, и каша, и лапша, и тыква. А ещё компот – у неё всегда было много сушёных яблок и груш. Всю жизнь, ещё со времён войны, она обязательно сушила фрукты.

Когда-то сушёные яблоки, говорила она, спасали от голода их самих и маленьких детей. Во время войны санитарный полк, в котором служила Федора, подошёл к деревне, где недавно закончился бой и взрывом повалило много деревьев. Вокруг сломленных, искромсанных осколками снарядов стволов лежали яблоки – «вот как детки вокруг мамы». В санчасти девчата выпросили рваные простыни, собрали эти яблоки, нарезали и посушили. Потом, когда зимой через Ладожское озеро возили деток, которые от испуга плакали и кричали, в кармане всегда были эти сушки. Девушки-водители давали дольки яблок, и малыши, занявшись лакомством, отвлекались, и слёзы на их перепуганных голодных глазках постепенно высыхали.

Я не могла даже представить дом прабабушки Федоры без гостей, детей, внуков или правнуков. Она как будто боялась остаться одна, как в то страшное военное время, поэтому так сильно сплотила родных. Все часто съезжались к ней. Я помню, что она, хранительница семейного очага, созывала близких на семейные посиделки. Дети все выросли и разъехались кто куда, создав свои семьи. И несмотря на это, неважно было, кто рядом живёт, а кто в Вёшенской, Тарасовке, всё равно находили время, приезжали, и все собирались за одним столом.

В 2002 году её, к сожалению, не стало. Но на 76 году жизни она сумела успеть исполнить своё заветное желание – найти фронтовую подругу. С 80-х годов её искали по различным газетам и только ближе к 2000-м годам нашли. Оказалось, что подруга была совсем недалеко – в Кумылге Волгоградской области.

Конечно, не могу не отметить, что наша родная Федора Степановна из-за столь тяжёлых воспоминаний не очень любила рас- сказывать о войне. Но спасибо ей за то, что она всё же нашла в себе силы поделиться воспоминаниями с детьми, внуками, правнуками. Спасибо всем, кто помогал мне собрать информацию о службе прабабушки. Теперь у нашего поколения есть возможность узнать, каким трудом и отвагой досталось нам мирное небо над головой, хранить память предков.

Низкий поклон всем, кто сражался, кто отдал жизнь за мир без войны! Мы, потомки отважной девушки-водителя, благодарны за то, что смелую молоденькую Федору сохранила судьба, и она всем нам подарила жизнь. И мы с гордостью несём её имя!

Виктория Пименова,
х.Дубровский.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

77