ОТ ЛЕЙТЕНАНТА ДО ПОЛКОВНИКА
Всем известны слова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Их можно перефразировать как угодно, заменяя армейские чины, но смысл останется прежним: стремление безупречно служить Отечеству, а за отличные результаты получать повышение, похвально и должно быть у каждого военного.
В жизни примеров превращения горячего желания в реальные высокие звания много. Но вряд ли старшеклассники, выбирая профессию Родину защищать, представляют, каким трудным и тернистым бывает этот путь. Что кроме веры в свои силы, хорошей физической подготовки, потребуется невероятное терпение, самодисциплина, твёрдость характера и способность противостоять всем превратностям судьбы.
На себе испытал, что значит стать полковником, наш земляк Андрей Владимирович Караченцев. Это была не ровная дорожка. Военные тропинки водили вёшенца по, казалось, непреодолимым дебрям меняющегося строя страны. Начинал он учиться 17-летним парнем в Советском Союзе, а завершил карьеру в 48 лет в Вооружённых силах России.
Ещё дома
Окончательно решил быть военным Андрей в старших классах. Вместе со своим другом Алексеем Работиным без конца пропадал в военкомате. Работал там тогда майор Золотов. Вот он и привлекал проявлявших интерес восьмиклассников ко всяким делам. Ребята помогали создавать оружейную комнату в комиссариате, обустраивали тир, выполняли небольшие задания в свободное от учёбы время или на каникулах. Сознание некой причастности к армейскому миру тянуло мальчишек туда похлеще всякого магнита. Да и семейные традиции оказывали влияние. Деда Андрея – Тихона Матвеевича Калмыкова – знал весь район и не только. Он прошёл Великую Отечественную и встретил Победу в должности заместителя командира дивизии по тылу, потом продолжил службу и уволился в запас в звании полковника. Родной брат мамы Михаил Петрович Калмыков, тоже полковник в отставке, был начальником госпиталя. Ну и кем должен был мечтать стать Андрей, с малых лет слышавший рассказы о службе своих героических родственников?!
К выпускному определился будущий военный, где он хотел бы учиться. Донецкое высшее военное политическое училище инженерных войск и войск связи, которое выпускало замполитов, было престижным учебным заведением, да и гуманитарное направление всегда привлекало Андрея больше, чем точные науки. Сдавать, правда, пришлось и русский, и математику, и физподготовку, без которой предыдущие два экзамена не засчитывались. Конкурс огромный – 24 человека на место. Но от того и радость поступления была сильнее.
Украинский Донецк
Пять лет в Донецке летели со стремительностью пули. Не успел Андрей оглянуться, пока постигал военные науки, учился работе с людьми, осваивал социально-психологическую специальность, как в 91-м произошёл развал СССР. Была союзная республика, стала чужая страна. Доучиться дали, но через два года, сразу после получения дипломов, тех, кто был из России, отправили в распоряжение министра обороны РФ. Многие сокурсники уже тогда «слились»: оставили мечты о военной карьере за закрывшимися за ними дверями училища и ушли на гражданку. Но не Андрей.
Почти родные края
Первым городом службы молодого лейтенанта Караченцева был Воронеж. Считай, рядом с домом, особенно если знать, куда его потом забросит судьба. Должность – заместитель командира роты по работе с личным составом. В подчинении 220 солдат срочной службы. И отвечаешь за каждого. Тут у Андрея Владимировича, так теперь к нему обращались коллеги и подчинённые, начал проявляться талант находить подход к людям, даже очень сложным. Но полностью показать свои умения пришлось ему уже в другой части: 112 бригаду связи, в которой он служил, расформировали.
И следующим пунктом назначения стал Богучар, где дислоцировалась 10-я танковая дивизия. Времена уже были непростые. Военная часть располагалась, можно сказать, в чистом поле, так как вывели её из Германии быстро, а вот место, куда расселить личный состав, подготовить не успели. Жили в основном в палаточном городке, кто семейные –снимали квартиры. Эти годы стали периодом перебоев в зарплате по несколько месяцев, несогласованности действий. Многие тогда оставили службу, много семей распалось. Не каждый выдерживал.
Командир дивизии сказал Андрею Владимировичу: «Мы после Германии приехали. Там условия вон какие. Все привыкли. А здесь встретились с безденежьем, жить негде. Зато все слабые отсеялись, остались труженики. С вами и будем работать».
Ледяная Чита
Есть в армии план замены. Такой порядок, когда служащих в условиях Крайнего Севера переводят в место с более благоприятными климатическими условиями, а на их должности направляют других. В результате таких передвижений Андрей Владимирович Караченцев попал в неприветливую ледяную Читу. Служил он там восемь лет. Доверили уже должность зам.командира учебного батальона. В подчинении около 600 срочников. Да такие все разные! «За всё время службы у меня не было суицидальных случаев в практике, а это тогда часто встречалось. Прибывали ребята из разных регионов, республик. Они и убегали, и самовольно оставляли части. Нас в этом плане Бог миловал», – спокойно сейчас рассказывает полковник Караченцев. А работал без праздников и выходных, общался, искал индивидуальный подход к каждому. Говорит, собрать 100 человек и рассказывать – так не пойдёт. Бывало, приходили служить солдаты, которых сразу видно – не в силах он это перенести. Брал на заметку, отдельно с каждым строил стратегию поведения, больше им доверял, привлекал к работе. Призывники из Тувы, например, в армии первый раз увидели, что такое простынь или хлеб, по-русски не говорили.
А климат и действительно в Чите суровый. Сильные морозы уничтожают выпадающий в начале долгой зимы снег, и голая земля трескается от резких перепадов температур от минус 40 ночью до 0 днём. А ещё начиналась у многих болезнь «забайкалка» – малейшая рана не заживала и бесконечно гноилась. Организм не справлялся, и военных просто списывали. Андрей Владимирович же продолжал служить.
В снегах Сибири
Зима, как и положено зиме – снежная и красивая. Лето – жаркое и солнечное. Больше всего уже проехавшему полстраны военному понравилось в небольшом городе, расположенном неподалёку (по местным меркам) от Новосибирска. Казалось ему, что не успеешь моргнуть глазом, как промелькнут годы, а вместе с ними город Киселёвск в Кемеровской области и служба в военном комиссариате в должности начальника 3 отделения офицеров запаса и кадров будет местом, откуда уволится он, отслужив положенное количество лет. Но всё сложилось немного иначе.
Дальневосточные сопки
Андрей Владимирович всё-таки уволился. Будто на крыльях летел домой, на гражданку. Жизнь в гарнизонах да ещё, как говорится, на краю земли – она нелёгкая, особенно когда отдаёшься работе полностью. Но что-то не заладилось с первого раза в Вёшках. Да и давнее желание быть, как дед и дядя, оставалось чуть-чуть нереализованным. Поэтому вскоре встретили подполковника Караченцева невзрачные деревца Приморского края, растущие на величественных сопках, да шум Японского моря. Только рассматривать местные пейзажи некогда было военнослужащему: опять ушёл с головой в работу. Хоть и не слишком большой перерыв был в службе в частях, да отметил, как изменилась армия. Что поделать, пришло другое поколение. Заскучал по товариществу, которое было раньше, офицерскому братству. Хорошо, что друзья ещё по училищу и службе в разных городах и весях остались. Теперь все они приезжают на донские просторы.
Назад в Вёшенскую
Дальний Восток подвёл итог карьере военного из далёкой станицы Вёшенской званием полковника. Вернулся Андрей Владимирович в дом, что строил все эти годы, работает в группе быстрого реагирования «Генерал», выезжая на место, если срабатывает сигнализация на административных зданиях, магазинах. У него семья, милейшая овчарка Герда и всё замечательно.
И вы думаете, началась спокойная жизнь военного пенсионера? Не тут-то было! Армия у тех, кто однажды выбрал эту профессию, в крови. Полковник Караченцев недавно вступил в ряды мобилизационного резерва, периодически ездит на сборы, чтобы быть готовым в любой момент стать на защиту своей страны.
Он выбрал однажды этот путь и не сдался. Почему? Ведь были же и очень сложные моменты. Говорит: «Ответственность перед самим собой не дала».
Наталья Гребенникова.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.