Нашему земляку В.Н.Иващенко исполнилось 95 лет
Редко у кого из долгожителей судьба была безмятежной, без печальных событий и трудностей. Все, чей возраст перевалил за 90, это дети или участники войны, труженики тыла. Они пережили коллективизацию, Великую Отечественную войну, знают, что такое голод и лишения. В прошлом одного нашего земляка-долгожителя Василия Никифоровича Иващенко было много такого, что иному не пережить. Он и смерти не раз глядел в глаза, был свидетелем зверств фашистов, в юном возрасте потерял друзей. Но все эти испытания только закалили его характер.
9 марта Василию Никифоровичу исполнилось 95 лет. И он ещё не растерял боевой задор и энергию. Что в доме сломается, он починит, двор содержит в порядке и любит принимать гостей. Живёт юбиляр в станице Базковской.
Родился Василий Никифорович в хуторе Ильичи тогда Базковского, сегодня Боковского района. Родители были из простых сельских тружеников. Отец работал в колхозе трактористом. Мама трудилась там же, а ещё дома глядела за хозяйством и детей растила. Их в семье было четверо: Зина, Василий, Аня и Маша. В школу ребята ходили в хутор Верхнечирский пешком, а это аж в семи километрах от Ильичей. Поэтому многие дети, окончив четырёхлетку, дальше и не учились. Но единственный сын семьи Иващенко образование продолжил. Переехал жить к своему дяде в хутор Алексеевский Мигулинского района и там ходил в школу.
Началась война. Из коротких донесений хуторяне узнавали, что немцы уже близко. Вот они заняли Воронежскую область. Идут к Сталинграду. В июле 1942 года фашисты вплотную приблизились к Дону. Вдоль правого берега пролегла линия фронта. Велись ожесточённые бои. Хутор Ильичи попал под оккупацию. Василий Никифорович помнит, что в день, когда пришли немцы, всех согнали на собрание и выбрали из числа хуторян старосту. Это был пожилой, но образованный и зажиточный мужчина. К нему было приставлено ещё три полицая, и под руководством старосты они сообщали жителям, кто будет принимать врагов на постой.
В доме Иващенко чаще всего останавливались итальянцы. Да и вообще немцев в хуторе после того раза почти не было. Переночевав, непрошеные гости, уходили и забирали с собой хлеб, молоко, яйца, кур. Хуже было, если на постой останавливались румыны. Их бабы называли самыми голодными. Они, как дикие разбойники, выгребали всё, даже тесто, и ели его прямо сырым. В один из таких дней, когда у Иващенко ночевали итальянцы, одному пришло сообщение, что его брат погиб под Сталинградом. Разъярённый это новостью фашист схватил 15-летнего Василия за руку и потащил со двора, угрожая автоматом. Тогда его спасла мама. Её послушали другие итальянцы, не желавшие кровопролития ни в чём неповинного мальчика, и освободили Василия из когтей смерти.
На Дону шли бои. Гибли сотни людей. В Ильичах не велись сражения. Это место было для немцев перевалочным пунктом. Но без их кровавых зверств не обошлось и тут.
Однажды в хутор пришёл советский солдат, должно быть отбился от армии. Он был с оружием и смело вступил в неравный бой с врагом. Убил одного фашиста, но его схватили и повесили на глазах у всего хутора на воротах дома старосты. Фашисты приказали не убирать тело, чтобы каждый знал свою участь в случае неповиновения. Но когда они покинули Ильичи, староста распорядился похоронить солдата. Через много лет Василий Никифорович приехал в родной хутор. «Там всё поросло бурьяном и кустарником. Могилку того героя я так и не нашёл», – с сожалением говорит он.
Освобождение Дона от коричневой чумы всем принесло облегчение. Но с наступлением весны, которую народ ждал, чтобы засеять хлебом землю, укрепить хозяйство, пришла новая беда. Повсюду, на полях и лугах, остались невзорвавшиеся или намеренно оставленные мины и снаряды. На них подрывались люди, погибал скот. Было принято решение создать бригаду, которая займётся разминированием территорий. Василию тогда было 16 лет, и его вместе с несколькими парнями и девчатами постарше определили в эту группу для выполнения смертельно-опасной работы.
Недолгое время юные ребята искали и обезвреживали мины в Ильичах, потом в Верхнечирском и Наполовском. Самым страшным этапом для них стала базковская земля, буквально усеянная взрывчаткой. Василий Никифорович помнит день, когда собрав целую телегу мин и снарядов, они привезли этот опасный груз на быках к оврагу, чтобы подорвать. И одна девушка неаккуратно положила бомбу, которая от удара взорвалась. Девочку ту спасти не удалось, она погибла от ран, и с ней ещё несколько человек и командир бригады. Василий и его товарищ Лёша пострадали несильно. Они побежали к расположившимся неподалёку солдатам, просили их о помощи. Но сделать ничего было нельзя. После этого случая группу распустили. Не было больше опасных заданий. Но Василий Никифорович, как сегодня, помнит страшный грохот взрыва, плачь и крики раненых.
Казалось, что война продлится бесконечно, и не будет конца смертям и горю. Из Ильичей в 40-х на фронт ушли четверо ребят, которые были лишь на несколько лет старше Василия. На всех пришли похоронки. Когда в 1944 году 17-летнему Василию и ещё двум его товарищам пришли повестки, они пообещали друг другу, что те, кому будет суждено выжить в этой войне, будут хранить память о невернувшихся. Но на передовую тогда ребят не забрали. Возраст был у них молодой, поэтому отправили в учебку.
Дальнейшую службу Василий Никифорович продолжил в 35-м запасном стрелковом полку в Новочеркасске. Потом батальон перебросили в Азербайджан. Это была секретная операция. Долгие годы его службы прошли в Иране. Там Василий Никифорович охранял железную дорогу. В горах случались землетрясения, там водились опасные хищники, орудовали шайки бандитов, которые похищали людей. Василия Никифоровича, как будто берегла судьба. Он всех этих опасностей сумел избежать. Теперь вспоминает, как заступал часовым, как менял табак у местных жителей на домашний сыр. «Я ведь не курил, а в армии нам выдавали махорку. Вот я её приспособился у рабочих на рельсах на сырки менять. Вкусные они были, лучше, чем табак», – смеётся базковский долгожитель.
Служба его длилась целых восемь лет. За это время Василий Никифорович успел ещё побывать в Грузии и Махачкале. Только в 1951 году вернулся он в Ильичи. Окончил в Миллерово курсы шофёров и пошёл работать в Базковскую автороту водителем. Выдали ему как новичку полуторку да ещё и в полуразобранном виде. Василий Никифорович машину починил, и она ему исправно служила. Он на ней возил зерно. Через время ему доверили доставлять товары из Каменска и Ростова на более серьёзной машине. Когда в Вёшках начал строиться санаторий, Василий Никифорович занимался подвозом материала из Миллерово. По два рейса успевал за день сделать по грунтовой дороге. И за 35 лет, которые он провёл за рулём, не допустил ни одной аварии. За добросовестный и самоотверженный труд, примерную дисциплину, активное участие в общественной жизни был он награждён нагрудными значками первой и третьей степени «За работу без аварий», имеет звание «Ветеран труда».
Таким земляком, тружеником и патриотом, нужно гордиться. Для него главный праздник – День Победы. В былые годы Василий Никифорович возглавлял колонну Бессмертного полка в станице Базковской. И всякий раз, когда долгожитель бывает в центре станицы, его, как магнитом, тянет к памятнику воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Ему бы просто рядом с плитами, на которых выбиты имена героев, постоять. В тишине вспомнить тех невернувшихся в Ильичи ребят, погибших от взрыва девчат в базковских оврагах, товарищей, обещавших в военкомате не забывать друг о друге. «Я буду помнить этих ребят и девчат до последнего часа», – говорит он.
О том, сколько кому прожить на роду написано, человек знать не может. Василий Никифорович считает, что важно не количество лет, а то, что за отпущенные годы каждый успеет сделать, что после себя оставит. Ему нестрашно оказаться у последней черты. Он воспитал детей, честно жил и усердно трудился, преданно служил Родине, не прятался от опасностей за спины других.
«Дедушка никогда никому не завидовал, он добрый и скромный человек, хозяйственный. Возраст ни возраст, а по дому дедушка сам управляется, умеет чинить электронику. Всем бы так в 95 лет!», – говорит внучка Наталья.
Поздравляю с юбилеем
дорогого, любимого дедушку
Василия Никифоровича Иващенко!
Сегодня грандиозный просто праздник –
Дедуле девяносто пять!
Желаю я большого в жизни счастья,
Быть лишь весёлым и не унывать.
Ведь ты для всех и каждого икона,
Для подражания пример во всех делах.
Суметь наполниться добром, теплом, задором
И на тебя похожей быть в моих мечтах.
Пусть в жизни воцарится радость,
И пусть родные люди берегут,
И пусть здоровье крепнет неустанно,
А в твоём доме правит лишь уют!
Внучка Наталья.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.