Когда фронт стоял на Дону

В один из июльских дней 1942 года немецкие стервятники впервые появились над Вёшенской и подвергли её варварской бомбардировке.
После налётов фашистской авиа- ции многие дома и общественные здания в станице были разрушены, в том числе и дом, где размещалась типография и редакция газеты «Большевистский Дон».
В то время я был литсотрудником газеты, а в день первой бомбардировки Вёшенской находился в хуторе Затоне. Там, у протоки, в начале июля был создан своеобразный лагерь, и сюда из станиц и хуторов района прибыло около 800 рабочих, служащих, колхозников на строитель- ство оборонительных укреплений.
Начальником этого лагеря был один из работников райкома пар- тии, а я был назначен политруком. Но дня через два-три начальник лагеря был мобилизован в действующую армию и я оказался единоначальником.
За первой бомбардировкой станицы мы наблюдали издали. Многие не верили своим глазам, не могли поверить, что враг проник уже к нам, на тихий Дон.
17 июля в лагерь прибыл посыльный от комиссара строительного батальона тов. Соя (ему мы были подчинены) и передал его распоряжение: «Немцы уже на правом берегу Дона. По левому занимают оборону части Красной Армии. Рабочий батальон по приказу командования отводится в тыл».
Люди поспешили в свои хутора. А куда было мне деваться: ходили упорные слухи, что Вёшенская уже занята немцами. Я направился в хутор Антиповский. Поднявшись от протоки на песчаный бугор, увидел, как над Вёшенской клубился чёрный дым, застилая солнце. Немецкие самолёты бомбили базковскую сторону Дона, переправу, скопление солдат, беженцев и техники.
Хутор Антиповский был переполнен солдатами. Колхоз спешно готовился к эвакуации скота. Председатель колхоза «Культурная революция» Лука Кривошлыков сказал мне, что станица не занята врагом, но её нещадно бомбят, что райком партии и райисполком находятся в Черновке.
Там я встретил секретаря райкома П.К.Лугового, председателя райисполкома Т.А.Логачёва, зам. председателя райисполкома П.Г.Лимарева и других руководителей. Мне было поручено вывезти из Вёшенской в хутор Тер- новской то, что уцелело от оборудования типографии и редакции и попытаться возобновить выпуск газеты.
В помощь мне выделили двух бойцов истребительного отряда, в том числе старого коммуниста Е.В.Шаповалова. С ним пешком мы и пробрались из Терновского в Вёшенскую.
В здании типографии валялись опрокинутые наборные кассы, рассыпанные шрифты, на таллере большой плоскопечатной машины лежал, засыпанный землёй, набор двух полос газеты, подготовленных к печати. Они так и не увидели света. Мы подобрали, что смогли и спрятали в условленном месте.
На следующий день мы загрузили три воловьих подводы и ночью выехали из станицы. Но только выбрались из сыпучего песка, как немцы открыли миномётный огонь. Быки остановились, мы залегли между пес- чаными наносами. Но обстрел прекратился, всё обошлось благополучно.
В хуторе Терновском под типографию и редакцию было отведено помещение магазина. В нём мы и создали «полиграфическую базу» для выпуска газеты. Нужны были наборщики, пе- чатники, а их не оказалось.
Поначалу мне одному пришлось делать газету. Ночью в блиндаже истребительного батальона при свете коптюльки я принимал сводки Совинформбюро (радиоприёмник нашёлся в Колун- даевской МТС), а закончив приём, перед рассветом шёл в типографию, засыпал, но как толь- ко становилось светло – начинал набор. Дело двигалось очень медленно, ведь прежде я и в руках не держал верстатки, хотя в общем знал технику и правила набора.
Только к вечеру заканчивал набор и на «американке» печатал 100-160 экземпляров газеты. К этому времени из хуторов, станиц и воинских частей, державших оборону, ко мне приходили посыльные. Я вручал 3-5 экземпляров газеты, и они развозили и разносили их читателям.
В это время листочки «Большевистского Дона» были единственным источником информа- ции о делах на фронте и в тылу, так как другие районы области были отрезаны линией фронта и ни телефонной, ни телеграфной связи не было. Потому понятен интерес, с каким ждали «Большевистский Дон» колхозники в хуторах и бойцы на передовой.
Первый его номер вышел в двадцатых числах июля, затем га- зета выходила ежедневно на страничках размером примерно 8×16 сантиметров, на жёлтой обёрточной бумаге.
Я с трудом справлялся с выпуском газеты. Вскоре мне в помощь выделили учителя, но он совершенно не знал ни типографского, ни редакционного дела. Пробовал он и принимать сводки по радио, но тоже у него не получалось.
В середине августа от райвоенкомата мне прикомандировали наборщика Николая Степано- вича (фамилию его не помню). Он был старый опытный нaбор- щик. Надо отдать ему должное – работал он честно, с душой, на совесть: вставал раньше и ложился позже меня, всего себя отдавал работе. С ним было намного легче выпускать газету.
В ней мы стали помещать не только сводки Совинформбюро, но и местные заметки, даже трид- цатистрочные передовицы. В них мы рассказывали о патриотиче-ских поступках казачек, оказывающих помощь раненым. В га- зете стали появляться заметки об уборке урожая в условиях войны.
Кроме газеты, мне приходилось редактировать, набирать и печатать листовки для населения оккупированного гитлеровцами Базковского района.
В октябре (или в конце сентября) 1942 г. штаб районного руководства переехал в хутор Верхне-Дударевский. Туда же перебрались и мы. Газета там выходила вплоть до того времени, пока правый берег Дона не был очищен от врага.
С октября 1942 по март 1943 года газету редактировал зав. отделом пропаганды райкома пар- тии Яков Петрович Жарков. Секретарём редакции была учительница Дударевской школы Га-лина Ивановна Клецкина. По возвращении редакции в Вёшенскую одной из первых пришла нам на помощь наборщица Аня Попова (её муж, работавший до войны наборщиком, – Степан Маласай – погиб на фронте).
В марте 1943 г. я вернулся в Вёшенскую и стал редактором «Большевистского Дона». Теперь газета имела небольшой коллектив работников и типографии и размещалась на первом этаже педучилища. Летом мы своими силами привели его в порядок и вскоре наш «Большевистский Дон» стал выходить форматом А-3 на двух полосах три раза в неделю.
В апреле 1944 г. меня отозвали из Вёшенской, и редактором стал Я.П.Жарков.

С.Бондаренко,
персональный пенсионер, член КПСС с 1925 г.,
г.Красноярск
(газета «Советский Дон» № 55 от 5 мая 1975 г.)


Будь в курсе событий Шолоховского района!
Подписывайся на наши страницы в ВК, ОК, Телеграм


Популярные новости Шолоховского района

Пощёчина с последствиями. Происшествие

Вернут половину стоимости за учёбу

Детям до 16 запрещено!

Поженились в июньские выходные

Бывший дом культуры сегодня памятник и административный центр

Оцените статью
Тихий Дон