
Записано со слов дедушки
Михаила Васильевича Щербакова
внуком Никитой Денисовичем Щербаковым.
Февраль 2022 г
1. Незабываемое. Детские воспоминания о 1946-1947 гг.
Зиму 1946-47 гг., пока мои родители переводились и устраивались на новом месте работы, в совхозе «Индустрия» Киевского (сегодня Кашарского) района, я провёл в городе Шахты у дедушки Ермолая.
Эта зима запомнилась мне большими снегами. Домик дедушки Ермолая по переулку Горковенко №1 стоял на окраине посёлка Гавриловка. Сразу за ним до самой АртёмГРЭС лежала степь, усеянная мачтами линий высоковольтных передач. Отсюда восточный ветер постоянно сметал снег во дворы и переулки посёлка, с крышей засыпая первые домики горняков. Чтобы как-то передвигаться по двору и выйти на улицу, дедушка Ермолай прорыл двухметровые траншеи, которые за ночь опять заносило снегом.
Однако в домике состоявшем из двух комнат было тепло и уютно. Добротно сложенная печь с духовкой раскаляла плиту с двумя конфорками докрасна. И тогда её бабушка Уля подсыпала штыбом (угольной пылью). Конечно, какой-то запас угля у шахтёров всегда имелся, но расходовали его очень экономно, смешивая с крошкой, а летом лепили из штыба и дёгтя брикеты.
С момента моего отъезда в Вёшенскую прошло больше трёх лет, но здесь почти ничего не изменилось, только у кроватей появились коврики из телячьей шкуры, отрезанные от ранцев немецких постояльцев. А ещё на комоде теперь стояла фотография ладного краснофлотца рядом со стопкой треугольных писем. Оказалось, что ещё один мой дядя, младший сын дедушки Ермолая, Володя был призван на флот и в качестве комендора носового орудия канонерской лодки Амурской флотилии громил японские укрепрайоны в Манчьжурии. В первый же день моего приезда в Шахты, дедушка подвёл меня к дверному стояку с отметками роста по датам всех его сыновей и моей перед отъездом в Вёшки. Оказалось, что я за это время хорошо подрос и ещё стал по-вёшенски гутарить, из-за чего деда стал меня поддразнивать «станичником».
2. Всему виной агрофак
Так случилось, что сватам – «станичникам» Фроловым из Вёшенской и «рудничным кацапам» Щербаковым из Шахт – так и не довелось ни до войны, ни после увидеться при жизни.
Их дети Алевтина и Василий познакомились, учась на агрофаке Персиановского института. Стройную второкурсницу Алевтину Василь Щербаков приметил на межвузовских соревнованиях в Новочеркасске, где она подтвердила первый разряд по художественной гимнастике.
Занятие студентов спортом в то время было повальным, и спортзал кафедры физкультуры не пустовал до поздней ночи. Василь увлекался турником, брусьями, но больше всего велогонками, нередко выигрывая в многокилометровых марафонах. В их четырёхместной комнате студенческого общежития утром была очередь на двухпудовую гирю и гантели.
Кстати, соседями Василя по комнате были будущий директор совхоза «Гигант» Герой Социалистического труда Димка Ангельев и его лучший друг Ефим Болгов.
Впоследствии Ефим окончил институт, прошёл с боями до Берлина со всеми фронтовыми наградами, но только после войны решился самым близким рассказать, что он сын репрессированного директора крупной шахты по «Шахтинскому делу 1928 г.» Просто в день ареста родителей он был в гостях у далёких родственников, сумевших его спрятать и потом записать под другой фамилией. Это позволило ему в будущем избежать спецпоселений, ограничения в правах и поступить в институт. Несмотря на семейную трагедию, он казался всегда весёлым и был заводилой всех студенческих мероприятий. Наверное, этим он заглушал воспоминания о семье.
Как-то на танцах под радиолу, перед началом киносеанса, Ефим познакомился с симпатичной брюнеткой первокурсницей Верой из Ростова. Вера была сражена весёлыми выходками и манерами балагура Ефима. На следующее свидание Вера привела свою подругу однокурсницу Алевтину, что бы та оценила её выбор.
Здесь нужно сказать, что студенческая жизнь в те годы не была лёгкой, учёба платная, а невысокие стипендии полагались только отличникам. Жили часто впроголодь, выручала дешёвая столовая при учхозе. Студентам как могли помогали родители, но им всем приходилось подрабатывать на сезонных работах в учхозе или Персиановской МТС. Однако рукастые и смышлёные шахтинцы (как сейчас говорят «продвинутые») Василь и Ефим, начавшие ещё с первого курса подрабатывать на написании лозунгов и транспарантов, вскоре были приняты на полставки радиотехников радиоузла при институтском Доме культуры. Они отвечали за бесперебойное проводное радиовещание в зданиях института, а также за организацию проигрывания грампластинок самодельным проигрывателем с ламповым усилителем на танцах.
На танцы при Доме культуры, кроме студентов, собиралась вся молодёжь хуторов Персиановской и Красюковской станиц, бывало тесно, но всегда весело. В граммофонных альбомах пластинок у продвинутых Василя и Ефима всегда водились самые модные шлягеры в исполнении известных джаз-оркестров, но все ждали Рио-Риту, хотя обычно этим фокстротом танцы заканчивались. Бушующие хуторяне и студенты не расходились, и Рио-Риту приходилось крутить несколько раз.
Элекропроигрыватели и особенно усилители того времени на отечественных радиолампах были очень ненадёжными и часто перегорали. Запчастей не было, и однажды, чтобы не сорвать праздник, отец с дядей Ефимом за ночь вручную перемотали трансформатор выпрямителя с несколькими тысячами витков тончайшего провода.
В те годы радио развивалось, может быть даже более стремительно, чем в наше время электроника.
Отец рассказывал, что ещё в 1924 году, как большое чудо, в радиокружке им показывали детекторный приёмник с наушниками, в которых что-то шипело и с трудом угадывались слова радиодиктора. Но зато этот приёмник работал без электричества, ему нужна была только антенна. Единственным радиотехническим элементом этого чуда, заменяющим нынешние чипы и полупроводники, был самостоятельно выращенный кристалл медного купороса, который менял проводимость в разных точках касания иголкой.
Первый такой приёмник отец собрал в тот же год и как бы заболел радиолюбительством. Послушать такое чудо приходили все соседи по Гавриловке, а чтобы как-то усилить звук, наушник помещали в алюминиевую кружку.
Увлечение поощрял и по возможности финансировал дедушка Ермолай, особенно после того, как он сам в наушниках услышал выступление ансамбля Красной армии. А уже в 1928 году на смену детекторным самоделкам в продаже появились радиолюбительские наборы двухламповых домашних радиоприёмников по цене 88 руб. Набор сопровождался подробной инструкцией по его сборке, а по сути дела, букварём начинающего радиолюбителя, позволяющим понять принцип работы радио. Очень жаль, что нынешнее поколение, тыкающее пальчиком в кнопки ноутбука, совершенно не знакомо даже с азами электроники.
Основы радиотехники, полученные в школьном кружке, помогли отцу иметь без отрыва от учёбы в институте не большой, но постоянный заработок. Радиоузел располагался рядом с киноаппаратной, где киномеханику постоянно требовалась какая-то помощь, особенно в перемотке плёнки. Вскоре отец освоил и эту специальность, а через месяц был принят сменным киномехаником. Теперь Василь Щербаков был всегда на виду и оказался не последним человеком в студенческой среде, с зарплатой, позволяющей оплачивать учёбу. Остаётся только удивляться, как ему удавалось совмещать эту в чём-то даже интересную работу с занятиями спортом и непростой учёбой на агрофаке.
Кстати, об учёбе. То ли от особенностей довоенного преподавания, то ли благодаря способностям студентов того времени, но отец и мать до восьмидесяти лет помнили до двухсот латинских названий растений и особенности фаз развития всех посевных культур. Нынешние выпускники ДОНГАУ редко называют больше тридцати, уже на второй год после окончания, не говоря уже об очень заочных заочниках. И наверное, прав был мой завкафедрой профессор В.В.Акимцев, когда говорил: «Заочное образование это тоже, что заочное питание».
Но вскоре Василю совсем перестало хватать времени: новая знакомая Ефима Вера познакомила их со своей подругой Алевтиной, в которой он узнал понравившуюся ему на соревнованиях гимнастку. Для большего «форсу» Вера всем по великому секрету шёпотом сообщила, что Алевтина внучка известного атамана и вообще в Вёшках она живёт через плетень от Шолохова, и его петух постоянно перелетает к ним в огород. Правдой из этого было только то, что действительно Фроловы жили недалеко от Шолоховых, а её дед по материнской линии, как и все казаки избирался на год атаманом х.Орлов. Конечно же, и это тоже подогревало интерес к Алевтине. И без того аккуратный Василь теперь каждый день отглаживал стрелки на брюках, воротничок на рубахе и до блеска натирал ботинки.
Усилия не прошли даром, Вера с Алевтиной теперь не пропускали ни одних танцев, ни одного киносеанса, тем более, что «злоупотребляя служебным положением», Василь с Ефимом проводили их в зал бесплатно. Алевтина при знакомстве представилась Аллой и с того времени родные и на работе звали её только так. Стройная с хорошей фигурой и приятным верхнедонским говором, Алла всё больше и больше овладевала сердцем Василя. Роман стремительно развивался, и после сдачи зимней сессии они уже не расставались.
Вскоре в апреле Алла поняла, что беременна. Сообщать родителям об этом было нельзя, они бы это не поняли и это бы их просто убило. Потому решили, что к такому известию они их подготовят постепенно, а пока зарегистрируются в станичном загсе.
На церемонии регистрации брака со стороны жениха присутствовали Ефим Болгов и Дмитрий Ангельев, со стороны невесты Вера Шнейдер и Галина Усачёва. При регистрации брака Алевтина не стала менять фамилию. Во-первых, тогда это было модно. А во-вторых, считала фамилию Щербакова грубоватой.
Торжество отмечали в комнате общежития, главными блюдами стола были пожаренная до хруста плотвичка, наловленная удочкой женихом с другом Ефимом в местной речке Аюта, а также квашеная капуста. Мужчины пили популярную в те годы казённую Рыковку, дамы – компот из кураги. Много танцевали, пели, а Ефим показывал фокусы.
Первая встреча шахтинских сватов с невесткой окончилась, по сути дела скандалом.
Продолжение следует.
Изображение создано при помощи GigaChat-MAX. Сходство с реальными людьми случайно.
Узнавать новости легко. Подписывайтесь на наши страницы в ВК, ОК, Телеграм, МАХ.
Популярные новости Шолоховского района
Вместе пили, потом раздружили. Происшествие
Два «сиянца» у Малахова на телеканале «Россия».Не обошлось без приключений










