Как привозили фильмы в сельские клубы, готовили их для показа 50 лет назад
Попался на глаза мне как-то давнишний снимок. На фотографии Егор Георгиевич Егоров (1.06.1932-21.08.2007) из хутора Антиповского нынче Шолоховского, а на момент съёмки Вёшенского района. Он был родным братом моей мамы – Александры Георгиевны Солдатовой, которая и сейчас там же живёт. Запечатлел я его в субботу 22 февраля 1975 года фотоаппаратом «Смена-8М» в 10 часов 20 минут возле старого антиповского клуба. Сейчас на этом месте стоит бывшее здание школы. Наш родственник только что приехал из хутора Дударевского, куда он отвозил на лошадях очередной фильм. Помню, коней своих он называл Сынок и Малыш.
Егор Георгиевич Егоров, а в хуторе его звали трижды Егор, занимался перевозкой кинолент из хутора Дубровского в Антиповский, Зубковский и Дударевский.
Фильмы тогда находились в круглых металлических банках – яуфах (ред. ящик упаковки фильмокопий – ЯУФ), но киномеханики их называли «коробки», в них лежали бобины с плёнками по восемь-десять штук.
В одной бобине (говорили «часть» фильма) была обычно 300-метровая, а потом и 600-метровая 35-миллиметровая нитроцеллюлозная или триацетатная двухсторонняя перфорированная плёнка, время показа фильма на которой было от восьми до двенадцати минут. Общая длина плёнки всей кинокартины колебалась в диапазоне от двух до четырёх километров. Односерийный фильм состоял из 8-10 частей.
Фильм привозили в клуб, киномеханик поднимал банки в киноаппаратную, вход в которую был отдельный от зрительного зала. К каждому комплекту ящиков прилагался технический паспорт. В нём указывалось количество частей, на какую аудиторию рассчитан фильм и на какой кино- студии он был снят.
Потом киномеханик перематывал плёнку. При разрывах он её склеивал при помощи специальной рамки скотчем. После перемотки и ремонта лента заправлялась в кинопроекторы, которых было два – пост один и пост два.
В Дубровском ДК стояли кинопроекторы 23КПК-2 с осветителем на базе ксеноновой лампы ДКсШ-3000, в Антиповском, Зубковском и Дударевском – кинопроекторы КПТ-7 с угольно дуговыми лампами интенсивного горения. В то время в Дубровке киномеханиками работали Александр Стефанович Рокачёв и Николай Петрович Канаев, в Антиповке – Пётр Иосифович Калинин и Василий Петрович Калинин, в Зубках – Михаил Клавдеевич Токин, в Дударевке занимался кино Иван Михайлович Мельников (в хуторе его меж собой звали «Ваня горбатенький») и имелся всеми уважаемый местный фотограф.
Когда у киномеханика всё было готово, начинался показ. Иногда во время сеанса пропадало изображение или с фильмом что-то было не так, и хуторские зрители обычно выражали недовольство свистом и топотом, а киномеханику кричали: «Сапожник!»
Для детей кино крутили после уроков, а в субботу и воскресенье с утра и после обеда – для взрослых. Зимой чаще это случалось с шести, а летом – с девяти вечера. Старшему поколению перед началом художественного фильма показывали документальную кинохронику о Великой Отечественной войне.
Киномеханик постоянно следил за изображением на экране через смотровое окошко. Нужно было вовремя перейти на второй пост, и чтобы не пропустить этот момент, на экране с правой стороны киноплёнки появлялись специальные точки, их видел только человек, занятый кинодемонстрацией. В советское время среди таких специалистов проводили профессиональные конкурсы и даже вручали переходящую награду «Лучший киномеханик».
Детский билет в кино стоил 10-15 копеек, взрослый – 20-25 копеек, двухсерийный фильм был в два раза дороже.
На стенах в фойе клубов и зрительного зала висели фотографии известных киноартистов и высказывание В.И.Ленина о кино, датированное февралём 1922 года: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
В.Солдатов,
х.Зубковский.
Узнавать новости легко. Подписывайтесь на наши страницы в ВК, ОК, Телеграм
Популярные новости Шолоховского района
Лучший работник культуры области
Ищут блондинку в светлом пальто. Происшествие
За горящую траву накажут рублём
Елена Николаевна Манакова – мама, учитель и поклонница детективов